Пояснительная записка Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Что нужно изменить в работе каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не потерял интерес к профессии? В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в МДОУ « костинский детский сад » разработана программа «Школа молодого воспитателя » Цели и задачи Программы Программа направлена на достижение следующих целей: 1) оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам и специалистам в повышении их профессиональной компетентности, 2) обеспечение профессионального и творческого роста молодых педагогов в условиях ФГОС ДО. Программа направлена на достижение следующих задач : 1) обеспечить наиболее лѐгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе , 2) формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса, 3) совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путѐм повышения профессионального мастерства молодых специалистов . Принципы сотрудничества Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы: Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта; Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе. Подходы к формированию и реализации Программы. Профессиональная адаптация начинающего воспитателя и специалиста в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если: трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ; профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ; в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя; материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает специалистам реализовать инновационные подходы Этапы реализации программы: Задача руководителя, заместителя заведующего по воспитательнометодической работе – помочь молодым специалистам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов: І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег; ІІ этап – 2-ой год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые методические мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада; ІІІ этап – 3-й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Планируемые результаты По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений: - аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования; - умения применять психолого-педагогические знания в воспитательнообразовательной работе с ребенком; - умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательнообразовательной работы с ребенком; - умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психологопедагогическую поддержку развития ребенка; - прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе; - умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; - умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др. Воспитатель приобретёт и самое главное умение - умение общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. К концу второго учебного года, педагоги должны подняться с низкого профессионального уровня на средний. В процессе освоения материала предусмотрено наблюдение за профессиональной компетентностью педагогов, которое позволяет проследить за уровнем роста педагогической деятельности молодого и вновь прибывшего педагогов. Содержательный раздел Формы и методы работы с молодыми специалистами Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы работы. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов: - уровень базового образования, теоретическая подготовленность; - индивидуальных особенностей. - уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться) - имеют ли практический опыт с детьми; Формы и методы работы с молодыми специалистами Консультирование - индивидуальное -групповое Активные методы -семинары -практические занятия - педагогические советы Организация наставничества. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет: отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике; освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому Наставники молодых специалистов «Школы молодого воспитателя» в 2020-2021 учебном году №п/ п Ф.И.О. молодого специалиста Наставник 1. Сурнина Жанна Михайловна инструктор по физической культуре 2. Ермакова Инна Алексеевна воспитатель Орлова Екатерина Витальевна музыкальный руководитель Гневанова Екатерина Сергеевна музыкальный руководитель Феликс Антон Александрович первая К.К. инструктор по физ.культуре Зенкова Лариса Витальевна воспитатель первая К.К. Бурлакова Наталья Валерьевна музыкальный рук. высшая К.К. Бурлакова Наталья Валерьевна музыкальный рук. высшая К.К. 3. 4 План работы «Школы молодого воспитателя» на 2020-2021 уч. год. месяц Тема сентябрь Индивидуальное собеседование с заведующей ДОУ и зам.зав.по ВМР Организация наставничества для молодых педагогов,имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов. Консультирование педагогов по теме: - "Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". - УМК в работе педагога - Адаптация детей дошкольного возраста в ДОУ. - Индивидуальное консультирование Октябрь Консультирование педагогов по теме: - «Взаимодействие с родителями». - Памятка молодым педагогам по взаимодействию с родителями Ноябрь Консультирование педагогов по теме: - «Оформление развивающей предметнопространственной среды в соответствии с Ответственные Заведующий ДОУ, Зам.зав.по ВМР Зам.зав.по ВМР Зам.зав.по ВМР возрастными особенностями детей в соответствии с ФГОС ДО». Декабрь Консультирование педагогов по теме: - «Детский сад и семья – партнеры и друзья» (формы взаимодействия с родителями) Январь Консультирование педагогов по теме: - «Организация образовательной деятельности в ДОУ» Февраль Консультирование педагогов по теме -«Использование ИКТ в ДОУ». Март Консультирование педагогов по теме: - Индивидуальное консультирование Апрель Консультирование педагогов по теме: - «Что такое проектная деятельность» - Разработка и составление проектов по работе с дошкольниками (тема на выбор). Май Консультирование педагогов по теме: - «Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период» наставники Зам.зав.по ВМР наставники Зам.зав.по ВМР наставники Зам.зав.по ВМР Наставники Зам.зав.по ВМР Зам.зав.по ВМР наставники *План на следующий год составляется с учётом аналитических материалов Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей. № Вопросы педагогической деятельности молодого специалиста Сроки изучения Форма изучения и анализа Ответственный 1 Планирование воспитательнообразовательного процесса Посещение НОД 1 раз в квартал Рекомендации по планированию Савина Я.В. В течение года В течение года Карта изучения деятельности педагога Беседа с наставником Савина Я.В 1 раз в год Анализ документации по взаимодействию с родителями, анализ родительского уголка, посещение родительского собрания Анализ документации Савина Я.В Посещение ММО, участие педагога в конкурсах,выставках. Савина Я.В 2 3 4 Наставничество (взаимопосещения, индивидуальное консультирование) Работа с родителями 5 Педагогическая документация 6 Профессиональная активность В течение года В течение года Савина Я.В Савина Я.В