1 1.1.Актуальность Модернизация российского образования вносит коррективы в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество. Разработка Программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала ДОУ, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. Инновационная педагогическая деятельность связана с отказом от стереотипов и штампов в обучении, воспитании и развития личности ребенка, базируется на методологии личностно-ориентированного подхода, освоения новых педагогических технологий, способствует становлению педагога – исследователя. Проблема качества дошкольного образования приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Разработка данной программы обусловлена внедрением новых подходов и педагогических технологий. Единство целей семьи и образовательного учреждения как общественных институтов - это наследование культурного опыта, обеспечивающего жизнедеятельность общества, развитие и становление национального сознания, формирование отношения к образовательному процессу и экологического отношения к природе. Главные приоритеты в работе МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» - расширять спектр предоставляемых оздоровительных услуг, формировать культуру здорового образа жизни семьи; - создавать условия для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качественным образованием в ДОУ; - повышение профессионального мастерства педагогов, создание стройной системы методического и дидактического обеспечения. В Программе предусмотрено: 1. Поэтапная реализация ФГОС образовательных услуг. В результате дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. 2.Создание системы адаптивного управления дошкольным учреждением. 2 3.План программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения с учетом ресурсного обеспечения. 1.2. Паспорт программы развития на 2021 - 2024 г.г. Наименование программы Программа развития МДОУ « Костинский детский сад общеразвивающего вида» на 2021–2024 годы Разработчики программы Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МДОУ от 29.10.2020 Координаторы Гневанова М.Н., заведующая МДОУ Савина Я.В, зам.зав.по ВМР Исполнители программы Работники МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» Нормативноправовая и методическая база для разработки программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации». 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 4. СанПиН 2.4.1.3049-13. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 7. Устав МДОУ « Костинский детский сад общеразвивающего вида» Срок реализации программы развития 3 года (с 2021 по 2024 год) Основные этапы реализации программы развития Первый этап: разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное развитие образовательной организации, проведение промежуточного мониторинга реализации программы. Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, коррекция программы. 3 Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития Цели программы развития 1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в организации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью организации. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума Задачи программы развития 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Формирование предпосылок у детей к обучению в школе и осуществление преемственности дошкольного и начального обучения. 3. Повысить конкурентоспособность организации путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационнопространственных услуг, внедрение в практику работы организации новых форм дошкольного образования. 4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 5. Оказание психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 6. Привести в соответствие с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования развивающую предметно-пространственную среду и материально-техническую базу организации. 7. Модернизировать систему управления образовательной организации. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития воспитанников 4 Ожидаемые результаты реализации программы Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Реализация инновационных технологий: информатизация процесса образования (использование коллекции Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения и воспитания дошкольников, повышения профессиональной компетентности работников детского сада); участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня. Стабильность медико-педагогического состава детского сада, обеспечение 100% укомплектованности штата. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное медико-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса Структура программы развития Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада Раздел II. Концепция развития детского сада Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития Раздел V. Мониторинг реализации программы развития Порядок управления реализацией программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией детского сада. Корректировки программы проводятся заведующей МДОУ « Костинский детский сад общеразвивающего вида» Порядок мониторинга реализации программы развития Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае. Форма – аналитический отчет-справка о результатах реализации программы развития. Ответственный – заместитель заведующей по воспитательной работе МДОУ « Костинский детский сад общеразвивающего вида» Ресурсное обеспечение 1. Кадровые ресурсы. На данный момент педагогам присвоена первая квалификационная категория – 43%, 10% – высшая. На 5 реализации программы развития момент завершения программы доля педагогов с первой квалификационной категорией должна составить 43%, с высшей – 10%. 2. Материально-технические ресурсы. На данный момент образовательная организация полностью укомплектована для реализации образовательных программ дошкольного образования. На момент завершения программы развития детский сад должен создать материально-технические ресурсы для реализации программ дополнительного образования по следующим направлениям: художественное направление. Цель написания программы - обеспечение работы ДОУ в режиме непрерывного развития, направленного - на создание в ДОУ комфортных, безопасных и современных условий; - на разработку новой модели образовательной системы; Содержание программы опирается на актуальный уровень развития ДОУ, потенциальные возможности коллектива и руководства, ожидания родителей. Программа акцентирует внимание на: - формирование учебно-материальной среды детского сада, материальнотехническое обеспечение; - профессиональное развитие педагогов, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; - совершенствование процесса управления на основе современных управленческих теорий; - качество образовательного процесса. Программа строится на понимании специфики дошкольного образования, зависимости его от социально-экономических условий развития страны, региона, города. Программа осуществляет две основные функции: 1. Проектирует стратегию развития ДОУ. 2. Ориентирует всю деятельность на конечный результат. Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена модель выпускника детского сада и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития). Рациональность - Программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты. Реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между целями программы и средствами. Целостность - наличие в Программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). 6 Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ. Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней. Индивидуальность - программа нацелена на решение проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников. Принципы, обеспечивающие создание комфортных, безопасных, современных условий в ДОУ Гуманизма – приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности. Безопасности – в ДОУ соблюдаются правила охраны труда, техники безопасности, в том числе пожарной антитеррористической безопасности. Здоровьесбережения – основывается на требованиях СанПиН 2.4.3648-20 Командной техники взаимодействия – достигается объединением усилий всех участников образовательного процесса с целью получения эффективного результата. Информативности – предусматривается разнообразие тематики материалов, оборудования для взаимодействия воспитанников с предметным окружением. Вариативности – определяется видом ДОУ, содержанием воспитания, художественными, культурными традициями, особенностями климата и географического положения. Полифункциональности – должны быть обеспечены все составляющие воспитательно-образовательного процесса, возможно разнообразное использование составляющих предметно-развивающей среды. Педагогической целесообразности – предусматривается достаточность и необходимость наполнения предметно-развивающей среды, обеспечивается возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие и индивидуальная комфортность каждого ребенка. Трансформируемости – предметно-развивающая среда может изменяться в соответствии с ситуацией, на первый план может быть вынесена та или иная функция пространства. Эффективности – использование среды с максимальной отдачей, получение положительного результата с наименьшими энергетическими, временными и финансовыми затратами. Системность – предполагает одновременное решение проблем по всем направлениям. Ценностные ориентиры развития образовательной системы Инновационность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать педагогическую практику, осваивать новые педагогические технологии, 7 соответствовать государственным требованиям, потребностям и интересам семьи. Индивидуализация означает, что мы стремимся создавать такие условия в ДОУ, которые соответствуют уникальности каждого и обеспечивают развитие способностей воспитанников, самореализацию взрослых участников образовательного процесса. Сотрудничество – мы стремимся все вместе – педагоги, родители, решать проблемы, планировать и организовывать деятельность в интересах воспитанников. Профессионализм, который достигается непрерывным самообразованием, постоянным повышением профессиональной компетенции каждым педагогом. Основное предназначение программы: Разработка программы развития ДОУ предполагает: - определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития; - построение целостной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, на оказание качественного образования; - определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения; - обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех участников образовательных отношений. Механизмы реализации программы развития детского сада: 1. Выполнение требований ФГОС ДО. 2. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума. 4. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью образовательной организации. ВВЕДЕНИЕ Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада Информационная справка Сокращённое наименование: МДОУ общеразвивающего вида» Муниципальное 8 «Костинский детский сад дошкольное образовательное учреждение «Костинский детский сад общеразвивающего вида» содержит в своей структуре 5 дошкольных организаций (головная организация и 4 филиала) Юридический адрес ДОО: Российская Федерация, 624683, Свердловская область,Алапаевский р-он, с.Костино, ул. Чапаева 6а Телефон – 8(34346) 78-8-81 Адрес электронной почты: sadkostino@yandex.ru Адрес сайта ДОО: http://kostino-apk.tvoysadik.ru/ Адреса филиалов: 1.Филиал МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» Невьянский детский сад 624546, Свердловская область,Алапаевский р-он, с.Невьянское, ул.Кирова 27, тел.:8(34346)73-7-37; 2. Филиал МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» Бутаковский детский сад 624683, Свердловская область,Алапаевский р-он, д.Бутакова, ул.Советская 6, тел.:8(34346)78-5-16; 3. Филиал МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» Клевакинский детский сад 624683, Свердловская область, Алапаевский р-он, с.Клевакино, ул.Садовая 2, тел.:8(34346)78-6-30; 4. Филиал МДОУ «Костинский детский сад общеразвивающего вида» Ярославский детский сад 624683, Свердловская область, Алапаевский р-он, с.Ярославское, ул.Петровская 3, тел.:8(34346)78-6-07; Режим работы ДОУ: 5-дневная рабочая неделя с выходными днями (суббота, воскресенье). 9-ти часовое пребывание. Режим работы ДОО и филиалов: 8.00-17.00. Невьянский детский сад: 7.30-16.30 Наличие свидетельств: -Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 21.02.2003г. серия 66 №003723265 -Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 01.09.2011г. серия 66 № 007813220 -Лицензия на дополнительное образование Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет в соответствии с нормативно-правовыми документами: -Закон РФ «Об образовании»; 9 - Конвенция о правах ребенка; - Устав МДОУ; - Локальные акты. Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты Миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и индивидуальных способностей. Ключевые приоритеты развития детского сада до 2024 года: эффективная реализация комплексной Программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающая условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности детского сада; повышение профессионального мастерства педагогов. Целью программы является повышение конкурентных преимуществ детского сада в условиях быстро меняющейся экономико-правовой среды. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: расширение спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-консультативных услуг; внедрение в практику детского сада новых форм работы с воспитанниками; развитие сетевого взаимодействия; мониторинг процесса реализации ФГОС ДО в детском саду; Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития Мероприятия по улучшению кадрового состава Вызов среды. Проблема. 10 Старение педагогических кадров. Несоответствие потребности родителей в высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий. Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитикопрогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе временных творческих групп, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Возможные риски. Дальнейшее «старение» коллектива, отток квалифицированных кадров в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования. Мероприятия по периодам реализации Программы Первый этап (2021–2022 гг.) Второй этап (2022–2023 гг.) 11 Третий этап (2023–2024 гг.) Первый этап (2021–2022 гг.) Второй этап (2022–2023 гг.) Третий этап (2023–2024 гг.) 1. Анализ актуального состояния кадровой обстановки в учреждении. 2. Разработка комплексного поэтапного плана по повышению профессиональной компетентности медикопедагогического и обслуживающего персонала в условиях реализации ФГОС ДО 3. Разработка стратегии повышения привлекательности учреждения для молодых специалистов. 4. Пересмотр содержания Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора детского сада. 5. Создание условий для составления портфолио каждого педагога образовательного учреждения как формы обобщения опыта педагогической деятельности 1. Реализация плана мотивирования и стимулирования инновационной деятельности и проектной культуры педагогов, профилактики профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 2. Организация межведомственного взаимодействия, создание системы социального партнерства с организациями образования, культуры, здравоохранения города. 3. Обеспечение научнометодического сопровождения образовательного, оздоровительного и коррекционного процессов в рамках ФГОС ДО, осуществления исследовательской и проектной деятельности педагогов. 4. Осуществление комплекса социально направленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников. 5. Осуществление портфолизации достижений каждого педагога в соответствии с ФГОС ДО 1. Комплексная оценка эффективности введения профессионального стандарта педагога. 2. Определение перспективных направлений деятельности детского сада по повышению профессионального уровня работников. 3. Выявление, обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы профессионального мастерства, участие в конференциях, публикации в СМИ, сайт детского сада, проектную деятельность и т. д. 4. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников детского сада 12 Мероприятия по материально-технической модернизации детского сада Вызов среды. Проблема. Связь детского сада со средствами массовой информации находится на недостаточном уровне. Не полностью организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским садом, редко используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на родительском собрании или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном от родственников и знакомых и только 10% – с сайта образовательной организации. Недостаточно используются возможности: СМИ (деятельность детского сада в последние годы практически не освещалась на телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации); полиграфии (буклеты, календари, стенды и плакаты, отражающие жизнь детского сада, не выпускались). Перспективы развития. Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного образования. Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его на более высокий качественный уровень. Мероприятия по периодам реализации программы Первый этап (2021–2022 гг.) Второй этап (2022–2023 гг.) 13 Третий этап (2023–2024 гг.) Первый этап (2021–2022 гг.) Второй этап (2022–2023 гг.) Третий этап (2023–2024 гг.) 1. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, включающей ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного, речевого и социального развития детей. 2. Анализ степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых детским садом, и повышение престижа дошкольного учреждения среди потенциальных потребителей образовательных услуг (в рамках социологического мониторинга): – анкетирование; – выпуск рекламных буклетов и информационных листовок; – организация дней открытых дверей; – проведение досуговых и информационно-просветительских мероприятий для родителей. 3. Организация межведомственного взаимодействия с целью повышения качества работы с родителями. Заключение договоров о сотрудничестве и планов взаимодействия с социальными объектами села. 4.Разработка и утверждение программы «Воспитание». 1. Работы по обновлению предметно-пространственной среды и материальнотехнической базы детского сада за счет различных источников финансирования. 2. Дифференцированная работа с семьями воспитанников и родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста: – по повышению педагогической и валеологической культуры молодых родителей; – повышение престижа детского сада среди заинтересованного населения при помощи досуговой деятельности. 3. Повышение престижа детского сада среди заинтересованного населения через налаживание связей со СМИ (публикации, репортажи), полиграфическими организациями (буклеты, листовки), сетью Интернет (совершенствование работы официального сайта организации, личных сайтов педагогов), портфолизации воспитанников и детского сада в целом 1. Анализ эффективности внедрения ресурсосберегаю щих технологий. 2. Мониторинг престижности дошкольной образовательной организации среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста. 3. Комплексная оценка эффективности реализации программы психологопедагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и обучения, охраны и укрепления здоровья детей. 4. Поддерживание положительного имиджа детского сада, обеспечение возможности для транслирования передового педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного образования 14 Раздел IV. Мониторинг реализации программы развития Ожидаемые результаты Критерии эффективности Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов Устойчивая положительная динамика образовательных достижений воспитанников и состояния их здоровья. Рост удовлетворенности родителей учащихся качеством образовательных услуг по результатам анкетирования Дальнейшая информатизация Увеличение доли использования ИКТобразовательного процесса и управления инструментов в образовательном процессе и администрировании Расширение перечня образовательных возможностей, социальнообразовательных партнерств Детский сад налаживает сетевое взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества Модернизация образовательной среды: пополнение материально-технических ресурсов детского сада современным учебным компьютерным оборудованием и программным обеспечением Увеличение доли современного учебного ИКТ-оборудования и программного обеспечения Прогнозируемый результат: -Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательных отношений; - Оснащение предметно-развивающей среды оборудованием для развития двигательных навыков, проведения занятий физической культурой; - Формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье; -Повышение педагогами своего профессионального уровня при подготовке детей к школьному обучению. -разработка и внедрение в образовательный процесс программы «Воспитание» 15 16 17