ПРОГРММА ДОП .ОБ.РИТМИКА

1

Содержание
П/№
1
2
3
3.1.

Содержание

Пояснительная записка
Цель задачи и принципы реализации Программы
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
3.2 Содержание учебного (тематического плана)
3.2.1 Теоретический блок
3.2.2. Практический блок
4
Планируемые результаты освоения программы
5
Организационно-педагогические условия
6
Оценочные материалы
7
Список литературы

2

Страница
3
10
12
13
13
13
15
16
22
25

1.Пояснительная записка.
Направленность общеобразовательной Программы «Ритмика для
дошколят» - художественная.
Данная
Программа направлена
на развитие музыкально –
ритмических способностей детей дошкольного возраста. Программа
разработана для детей 5-7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа
«Ритмика для дошколят» художественной направленности разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 09.11.2018г. №196;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г.№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПин);
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Актуальность
Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он и развивает,
и развлекает детей. Плавные, спокойные, быстрые, ритмичные движения под
красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец
дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира.
Программа соответствует потребностям времени, а именно, музыкальноэстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством
3

применения
ритмических
композиций.
Свобода
движений,
самостоятельность в выборе танцевальных композиций, умение коллективно
двигаться под музыку – это потребность современного времени.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.к.
количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной
нормы. А потребность в двигательной активности у детей дошкольного
возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период
«возрастом двигательной расточительности». Не секрет, что дома и в детском
саду дети большую часть времени проводят за столом, у телевизора, играя в
тихие игры на полу. Это увеличивает статическую нагрузку на определённые
группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и
работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки,
искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития
быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и
силы.
В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее
значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние
годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по
музыкально – ритмическому воспитанию, но специализированной
программы по оказанию дополнительных услуг в рамках развития
музыкально – ритмических способностей детей дошкольного возраста, к
сожалению, нет. Поэтому, возникла необходимость в создании данной
программы. Программа направлена на удовлетворение индивидуальных
потребностей детей в музыкально-эстетическом развитии, а также на
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности в
данном направлении.
Новизна программы заключается:
Программа предусматривает проявление самостоятельных танцевальноритмических способностей дошкольника в танцевальных движениях. Дети на
основе проученных движений имеют возможность придумать свои
танцевально-ритмические элементы. Танцевать коллективно, свободно.
 организация педагогической деятельности, способствующей знакомству
детей с искусством хореографии через интеграцию современных
педагогических технологий;
 возможности использования специальных танцевальных элементов;
 формирование навыков самостоятельного выражения движения под
музыку;
 развитие мышечной силы, выносливости, скоростно-силовых и
координационных способностей;
 формирование чувства ритма, активное восприятие музыки, через передачу
её темповых, динамических, метроритмических особенностей
Педагогическая целесообразность
Программа «Ритмика для дошколят» помогает раскрыть в детях
внутренний мир красоты, гармонии, развивает умение грациозно двигаться в
танцах. Работа строится на единых принципах с основной образовательной
4

программой, обеспечивает целостность педагогического процесса и
направлена на расширения спектра образовательных услуг, развития
творческих
способностей
детей,
всестороннего
удовлетворения
образовательных потребностей, запросов родителей воспитанников. Разделы
программы
выстроены
в
определенной
последовательности
и
преемственности, знакомят детей с разными направлениями танцев,
пробуждение скрытых в каждом ребёнке продуктивных сил, тяги к гармонии
и красоте - души и тела, чувств и ума.
Отличием программы от уже существующих программ является тот
факт, что основу программы составляют лишь те комплексы музыкальноритмических движений, которые способствуют
восприятию музыки
(выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на
основе навыков выразительного движения.
Основа программы заключается в необходимости обучать детей умению
владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению
выступать перед другими, развить координацию, музыкальность,
выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и
выносливость. В программе представлены различные разделы, но
основными
являются
танцевально-ритмическая
гимнастика,
нетрадиционные виды танцевальных упражнений. Дети имеют возможность
самостоятельно придумывать танцевально-ритмические композиции.
Большое значение для сохранения физического и психологического
здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание
атмосферы
поиска,
радости,
удовольствия,
развитие
детской
индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и
интересов.
Адресат программы – программа предназначена для воспитанников 5-7 лет.
Возрастные особенности детей 5-7лет, участвующих в реализации
программы
Для детей 5-6 лет характерны следующие особенности музыкальноритмического развития:
направленный интерес к музыкальной и танцевальной деятельности, что
проявляется в элементарных эстетических оценках. В этом возрасте у детей
появляется возможность выполнять более сложные по координации
движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков
музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Ощущение
ритма проявляется в более точных и скоординированных действиях
(движение под музыку, импровизация), в реакциях на смену частей музыки, в
понимании пауз.
Слушая музыкальное произведение, ребенок чувствует и передает в
движениях повторные, контрастные части музыки. Наблюдается
двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов. Дети
умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют ритмично
двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и
притопами простейший ритмический рисунок.
5

1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании,
движении под музыку в свободных играх;
- обогащение слушательского опыта - включение разнообразных
произведений для ритмических движений: народных, современных детских
песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера
композиторов-классиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского:
"Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек"
М.Майкапара: "Мотылек", "В садике" и др.);
- развитие умения передавать в пластике разнообразный характер
музыки, различные оттенки настроения (веселое – грустное, шаловливое –
спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп (умеренно быстрый - умеренно медленный,
быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и
уменьшение); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную
долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных);
различать 2-З-частную форму произведения, вариации с контрастными по
характеру частями;
- развитие способности различать жанр произведения (плясовая,
колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих
движениях и в слове.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг)
в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки",
"птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "горячему
песку");
- прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед,
прямой галоп - "лошадки", легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;
имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый"
или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат"
и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида прошение радость";
плясовые движения - элементы народных плясок, доступных по
координации - например, поочередное выставление ноги на пятку,
притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и
6

полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие
одновременные движения рук и ног (однонаправленные и симметричные).
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в
круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в
несколько кругов.
4. Развитие творческих способностей:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
- формирование умений исполнять знакомые движения в различных
игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить
свои,
оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и
пластический образ.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение
вместе с музыкой
- развитие слухового внимания, способность координировать слуховое
представление и двигательную реакцию;
- развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике - радость,
грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру
настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах;
- развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов
памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи - в умении
выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном
описании.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая
музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая
их в пластике;
- формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь
в помещении, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если ктото упал или что-то уронил во время движения);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила
самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь
пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если
произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар:
1-е полугодие - повторение репертуара предыдущего года, а также
разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка",
"Кот Леопольд", "Поросята" .
2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и
7

девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение
всех ранее разученных композиций).
Для детей 6-7 лет характерны следующие особенности
музыкально-ритмического развития:
дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и
приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и
танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального
произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и
т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе
этого года обучения. Умеют исполнять ритмические танцы и комплексы
упражнений под музыку.
У детей старшего возраста возрастает способность к исполнению
разнообразных и сложных по координации танцевальных движений – из
области хореографии. Это дает возможность подбирать более сложный
музыкальный репертуар (включая и классические произведения).
1. Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые
и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это
за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее
настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной
выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления;
динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических
оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в
том числе и синкопы); различать 2-З-частную форму произведения (с
малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс,
полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и
др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих
движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ,
используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
"гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
- бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с
различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа
8

(прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвиающие упражнения - на различные группы мышц и различный
характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и
ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения - различные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику
настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - "
вводе", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального
танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие
асимметрию
из
современных
ритмических
танцев,
а
также
разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды
движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в
круг, несколько кругов, становиться в пары и друг за другом, в шеренги,
колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных
композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых
ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации,
самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные
движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои
творческие
проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение
изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой
музыкального произведения - по фразам;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности
звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и
пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по
характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде",
"Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной"
и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и
животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей
и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время
9

движения);
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям,
которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с
младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
(находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время
самостоятельных игр – например, если кто-то отдыхает или работает, не
танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
детьми взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых:
пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на
танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное
столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар :
l-е полугодие: "Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три
поросенка","Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуй
сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два
Барана "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки",
"Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Тролле,
Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
В группе занимаются от 10до 15 человек, так как возраст детей от 5до7 лет.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во вторую половину дня.
Период проведения занятий – с сентября по май месяц.
В соответствии с нормами СанПИН продолжительность одного занятия
30-40 мин. Занятие проводится под четким руководством педагога.
Максимальное число детей обучающихся в группе -15 человек.
Формы обучения – групповая
Перечень видов занятий: практическое занятие, отчетное выступление.
Срок освоения общеразвивающей программы один год (12 месяцев).
Программа
рассчитана на один год обучения и направлена на
всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности
детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Программа рассчитана на 60 часов с одной группой.
2.Цель, задачи и принципы реализации Программы
Цель программы: формирование у детей творческих способностей
через развитие музыкально-ритмических движений.
Задачи
образовательные:
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память).
10

- развивать творческую активность в области искусства танца.
-учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в
движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими
средствами выразительности.
развивающие:
- формировать правильную осанку, учить выразительным, пластичным
движениям в игре, танце, хороводе и упражнении.
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике.
воспитательные:
- воспитывать интерес к танцевальной музыке (жанр, ритм, характер) и
самостоятельно изображать в движении.
- стимулировать умение придумывать «свой» игровой образ, персонаж и
«свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных
упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Ожидаемые результаты программы. Практическая значимость данной
Программы заключается в
всестороннем развитие ребенка, развитие
музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих
способностей, творческой активности и развитие индивидуальных качеств
ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Возможность
выявить наиболее одаренных
детей для дальнейших занятий в
специализированных учреждениях.
Принципы и подходы Программы:
Принцип от простого
к сложному – заключается в постоянном
усложнению требований, предъявляемых к выполнению музыкальноритмических упражнений в процессе проведения занятий.
Принцип индивидуального подхода. Необходимо учитывать степень
развития музыкальности у ребенка, степень отставания или опережения
функциональных возрастных показателей.
Принцип доступности. Все средства должны быть доступны. Как по своей
структуре, так и по уровню физической нагрузки. Это определяется
соответствием музыкально-ритмических упражнений, уровнем развития,
состояния здоровья, физической подготовленности и соответствию
двигательного аппарата ребенка.
Принцип сознательности и активности. Для получения эффективности
занятий, необходимо сознательное и активное участие ребенка.
Практическая новизна данной Программы заключается в всестороннем
развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях,
формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств
ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Возможность
выявить наиболее одаренных
детей для дальнейших занятий в
специализированных учреждениях.

11

3.Содержание общеразвивающей программы
3.1 Учебный (тематический) план
№

Название раздела, темы

п/п
1

Теоретический блок

Кол-во часов

Форма контроля

всего

теория

практика

4

4

-

беседа

Практический блок
2

Музыкально-ритмические упражнения

4

1

3

3

Движения с предметами и игрушками 4

1

3

4

Танцевальные элементы

5

1

4

5

Ориентировка в пространстве

5

1

4

6

Упражнения в различном положении 4

1

3

деятельность
детей
наблюдение,
деятельность
детей
Выполнение
практических
заданий
наблюдение
выполнение
практических
заданий
наблюдение

тела
7

Танцевальные элементы в движении

5

1

4

8

Танцевальные композиции, сюжетные 5
танцы,

1

4

9

Флеш-моб

4

1

3

10

Музыкальные игры, этюды

5

1

4

11

Ритмические танцевальные
5
упражнения с предметами (ленты,
мячи, обручи, палки…)
Упражнения на передачу ритмического 5
рисунка

1

4

1

4

Ритмические, танцевальные
упражнения с перестроением,
самостоятельные (по типу детской
аэробики)
Итого часов

5

1

4

60

16

44

12

13

12

творческая
деятельность
детей
творческая
деятельность
детей
творческая
деятельность
детей
выполнение
практических
заданий
творческая
деятельность
детей
наблюдение
выполнение
практических
заданий
наблюдения
выполнение
практических
заданий

3.2 Содержание учебного (тематического) плана
3.2.1. Теоретический блок
1.Знакомство с программой. Техника безопасности в музыкальном зале.
2.Правила организации занятий и поведения в музыкальном зале.
3. Беседа на тему « Что такое ритмика»
4. Техника безопасности при выполнении ритмических
движений с
предметами
5. Познавательная беседа «В мире звуков и мелодий»
6. Техника выполнения танцевальных элементов
7. Правила поведения в танцевальных этюдах, танцы парами
8. Правила поведения выполнения ритмических спортивных движений
(аэробика, перестроения)
3.2.2. Практический блок

1. Музыкально-ритмические упражнения- применяются на занятии ритмики,

направлены на развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
обогащение двигательного опыта
разнообразными видами движений. Смена движения в соответствии с
ритмом и темпом музыки, учить детей четко менять движения с изменением
музыки и заданием педагога.
2. Танцевальные движения с предметами и игрушками - применяются
плясовые движения с атрибутами: поднимать и опускать их, передавать
динамику в движении, изменять последовательность движений. Добиваться
мягких, плавных движений рук, упражнять в хороводным шаге, свободно
ориентироваться в пространстве, перестраиваться самостоятельно в паре.
Развитие пластики при создании образа, тренировка переключения внимания.
Развивать воображение, творчество при подражании движениям
животных(пластика, гибкость).Учить импровизировать под музыку.
3. Танцевальные элементы (ковырялочка, галоп,шаг с подскоком,элементы
народных плясок (переход с носка на пятку, полуприседания, «выбрасывание»
ног)- Передавать веселый характер танцев, отмечать движениями изменение
динамики, самостоятельно танцевать: подпрыгивать, хлопать, кружиться.
Развивать музыкальный слух, умение замедлять и ускорять движения в
соответствии с темпом музыки, обогащать двигательный опыт, осваивать
движения русской народной пляски, формировать красивую осанку.
4. Ориентировка в пространстве (ритмические перестроения, разные виды
ходьбы)- Самостоятельно изменять движения по команде педагога.
Ориентировка в пространстве зала. Развитие чувство ритма, выполнение
прыжков в четыре стороны с хлопком. Ритмично в быстром темпе выполнять
движение в разные стороны.
13

5. Упражнения в различном положении тела (лежа, сидя, в парах, тройках)

(передавать настроение музыки) –по типу детской аэробики- синхронное
выполнение движений. Ритмично двигаться в парах, тройках. Передавать
настроение музыки лежа, сидя(покачиваясь, крутясь, переворачиваясь,
наклоняясь, расслабленно мечтая). Передавать характер музыки с помощью
мимики, движений, пластики, позы.
6. Танцевальные элементы в движении- поочередное выбрасывание ноги и
руки вперед – вверх. Ритмично отбивать ритм щелчками с выполнением
поворотов. Добиваться плавных движений рук, упражнять в хороводным
шаге, свободно ориентироваться в пространстве, перестраиваться
самостоятельно в паре.
7. Танцевальные композиции, сюжетные танцы, подвижные игры под
музыку- выполнение движений в соответствии с текстом песни, осваивать
образно игровые движения, самостоятельно действовать в играх. Развитие
эмоционального отношение к игре. Активное участие в играх, быстро
бегать, слышать ритм, выполнять движения по показу ведущего, быстро
реагировать на смену музыки, учить выражать в движениях средства
музыкальной выразительности: темп, динамику, ритм.
8. Флеш-моб- Начинать и заканчивать движения с музыкой, добиваться
высокого подъема ног, развивать внимание детей, легко подпрыгивать.
Слышать ускорение темпа и отражать это в движении, во время вступать на
музыкальную фразу, передавать ритмический рисунок музыки. Получать
позитивные эмоции, коллективно раскованно выполнять движения,
ритмично.
9. Музыкальные игры, этюды - способствовать развитию эмоциональнообразного исполнения этюдов, используя мимику и пантомимику,
формировать навык пружинять ногами во время маховых движений рук,
развивать музыкальный слух, выразительность и пластику, воображение.
Передавать в движении образ героев и характерные для них движения.
10. Ритмические танцевальные упражнения с предметами ( ленты, мячи,
обручи, скакалки, мягкие игрушки, платочки, т.д.)- Ритмично ходить отмечая
движениями изменение динамики, передавать бодрое настроение четкой
ходьбой, имитировать образ, выполнять танцевальные движения в такт
музыки используя различные предметы, перестроения с предметами,
движения в ритм музыке с предметами.
11. Упражнения на передачу ритмического рисунка(включая
пантомимические,
имитационные
движенияСовершенствовать
танцевальные движения: пружинка, кружение по одному и в паре, двигаться
в парах по кругу и по одному в рассыпную, с атрибутом в руке, выполняя
перестроение, согласовывать действия в паре. Развитие
фантазии и
воображения, творческой импровизации.
12. Ритмические, танцевальные
упражнения с перестроением,
самостоятельные (по типу детской аэробики)- Изменять движения в
соответствии с трехчастной формой муз. произведения, сопоставлять
14

движения с контрастной мелодией: марш, притопы и прихлопы. Развитие
точности, ловкости, координации движений. Различать и передавать в
движении легкий и радостный характер музыки, приучать реагировать на ее
логическое заключение, упражнять в легком и стремительном беге. Слышать
акценты музыки, начало и окончание музыкальных фраз, свободно
ориентировать в пространстве, согласовывать движения с действиями
коллектива.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;
-освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
1.Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- способность к мобилизации сил и энергии;
5. Познавательные
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
предложенный педагогом материал и свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы в группе;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения в игре и следовать им.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении занятия
ритмикой для укрепления здоровья;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (укрепляющие упражнения, ритмическая гимнастика,
подвижные игры, музыкально-ритмические игры и т.д.)

15

5.Организационно-педагогические условия
5.1. Условия реализации программы включают в себя:
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в музыкально-спортивном зале.
Перечень оборудования
№
1
2

Оборудование
Мультимедийная система
Музыкальный центр

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Оборудование
Гимнастические обручи
Мячи
Скакалки
Игрушки мягкие
Ленты
Цветные фишки
Гимнастические палки
Платочки цветные
Флажки

Теоретическое

Практическое

Кол-во
1
1
Кол-во
15
15
15
15
30
20
15
15
15

Кадровое обеспечение - В реализации общеобразовательной программы
участвуют педагоги дополнительного образования МДОУ «Костинский
детский сад общеразвивающего вида».
Методические материалы - При разработке комплексов упражнений и
конспектов
занятий
предусматривается
взаимодополняемость
и
взаимозаменяемость.
Это
дает
возможность
решать
основные
воспитательные и развивающие задачи.
Формы проведения занятий
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим
возможностям детей, которые
позволяют ребенку
не только в
увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и
развивают умственные и физические способности, а также способствуют
социальной адаптации ребенка.
По содержанию занятия разнообразные:
- типовые;
- тематические (тема связана с танцем);
- сюжетные (имеют общую сюжетную линию: сказочный или игровой)
16

Структура занятий
1.Организованный вход в зал.
Цель: создать эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Поклон – приветствие (по выбору педагога).
2.Подготовительная часть.
Цель: разогреть мышцы, упражнять в танцевальных движениях.
а) игроритмика (специальные упражнения для согласования движений
с музыкой, музыкальные задания и игры);
б) игротанцы (танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений
и двигательной гимнастики);
в) танцевально-ритмическая гимнастика и пластика (образнотанцевальные композиции, имеющие сюжетный характер, жесты и
пантомимические этюды).
3.Основная часть
Цель: разучивание новых танцевальных композиций или повторение
пройденного материала с элементами усложнения и дополнения.
4.Заключительная часть
Цель: развитие музыкально-ритмических способностей детей.
Коммуникативно-танцевальная игра (на развитие навыков общения для
детей 5-6 лет во время танцевальных движений) и креативная гимнастика
(игры, направленные на развитие музыкально-ритмических способностей,
творческой активности для детей 6-7 лет).
5. Организованный выход из зала.
Поклон-прощание.
Основными методами являются показ и словесно-образное объяснение,
базирующиеся на взаимодействии и органическом слиянии музыки и
движения.
Педагог начинает работу с детьми с постановки корпуса, головы, рук, ног,
что является основой высокой исполнительской культуры. С первого занятия
начинает работать над лицом воспитанников: открытостью взгляда и
приветливой улыбкой.
Важно помнить, что ничего приблизительного в движениях танца нет. Это
означает, что с первого занятия информацию до детей педагог доносит с
помощью точной терминологии, акцентирует внимание на то, что каждое
движение имеет НАЧАЛО и КОНЕЦ.
Музыкально подвижные игры, используемые
на занятиях по « Ритмике для дошколят».
1.«Зеркало»
Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них. Показывает движения,
другой их повторяет как отражение в зеркале.
Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».
2.«Чудо-юдо»
Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени,
изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают
появляться фантастические обитатели других планет.
17

3.«Насос»
Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и превращаются в
ненадутые резиновые игрушки, каждый задумывает про себя свой будущий
образ. В центре взрослый или ребенок. Он начинает «надувать» игрушки,
изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети постепенно поднимаются и
изображают задуманную игрушку.
Вариант. Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один придумывает
фигуру, потом другой.
4.«Мокрые котята»
Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре,
«свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки,
стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.
5.«Снеговик»
Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело
напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают
«толстых» снеговиков. Под словесные указания взрослого: «Выглянуло
солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно
расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи,
руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».
6.«Снежинки-ручейки»
Игра развивает ориентировку в пространстве, пластику движений.
Сопровождается нежным звучанием колокольчиков или металлофона. Все
действия выполняются по словесному указанию взрослого.
7.«Снегопад»
Дети-«снежинки» плавно кружатся по илу. Руки разведены в стороны — это
лучики снежинок, их нельзя «сломать», снежинки очень хрупкие. Замирают
звуки металлофона — дети застывают в красивой позе или опускаются на
одно колено.
Выглянуло солнышко и растопило снежинки (глиссандо). Снежинки тают и
превращаются в капельки. Дети опускают руки вниз, округляют их,
изображая капельку. Капельки стекаются в ручеек. Ручейков может быть
несколько. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются под музыку
в разных направлениях. Ручейки стекаются в лужицы. Дети из «паровозиков»
перестраиваются в кружочки и двигаются по кругу, держась за руки. Эти
лужицы стекаются в озеро. Кружочки объединяются в одни большой круг,
дети приседают с окончанием музыки.
По желанию педагога капельки испаряются, поднимаются в Облачко, там
превращаются в снежинок и, снова кружась, надают на землю. Игра
повторяется сначала.
8.«Прекрасные цветы»
Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с
началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности
движения, выразительной мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно
18

расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают,
поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой. Роли
Солнышка и Дождика могут исполнять дети.
9.«Зернышко»
Дети изображают зернышко, которое, прорастая, превращается в растение
или дерево. Каждый ребенок придумывает, во что он будет превращаться.
Характерные особенности этого растения или дерева должны отразиться в
жесте, позе, движении, мимике. Например: ель — ветки вниз, тополь —
вверх, ива — руки расслаблены, кактус — пальцы растопырены.
10.«Карнавал животных»
Под музыку Сен-Санса «Карнавал животных» дети должны изобразить
характерные движения тех персонажей, о которых рассказывает
произведение.
Можно использовать наиболее образные фрагменты сюиты: «Куры и
петухи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш львов»,
«Лебедь».
11.«Цыплята»
Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П.
Мусоргского «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов».
Дети изображают птенчиков, которые постепенно появляются из скорлупок,
отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются, знакомятся,
танцуют.
12.«Магазин игрушек»
Дети изображают какую-нибудь игрушку, принимая для этого необходимую
позу. Из числа играющих выбирается продавец, который «заводит» игрушки,
и покупатель, который пришел в магазин подобрать подарок.
Задача покупателя: по движениям, мимике, жестам угадать образ задуманной
ребенком игрушки.
13.«Марионетки»
Дети изображают кукол-марионеток и по сигналу должны принять любую
позу. Необходимо обратить внимание детей на то, что в движении участвуют
все части тела.
14.«Передай настроение»
По просьбе взрослого дети изображают: походку бабушки, движения
веселого клоуна, задумчивого или рассеянного человека, радостно бегущего
к маме ребенка, походку малыша, который учится ходить, походку
осторожного охотника.
Вариант. Чтобы детям было интересней, можно приготовить карточки, на
которых изображены сказочные герои: Буратино, Мальвина, Винни-Пух и
так далее. Дети изображают данного персонажа.
15.«Ниточка с иголочкой»
Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку»,
«ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные
берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка»,
«ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка»
19

старается запутать «ниточку» с «узелком».
Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более
детей.
Игру можно проводить, сопровождая движения текстом:
Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама раздетая ходила.
Она тонка, да длинна,
Одноуха, да остра,
Одноуха, да остра,
Всему миру красна.
Хвостик нитяной
Тянет, тянет за собой.
Сквозь холст он проходит,
Узелок себе находит.
16.«Мы едем, едем, едем»
Дети строятся в колонну «паровозиком», кладут руки друг другу на плечи.
Под текст (замедляя и ускоряя его произношение) двигаются дробным
топающим шагом. С окончанием текста «выходят из вагончиков» и
выполняют задания.
17.Танец-игра "Лавата"
В припеве дети ходят по кругу взявшись за руки и напевают:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та Танец веселый наш, это Лавата.
Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: "У меня ушки
хороши, а у соседа лучше!" В этом случае дети ходят хороводом, держа друг
друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое "задание", и дети берут друг
друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась,
прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров.
В такт музыке дети вслед за взрослым похлопывают себя, а затем и соседей
по плечам, бокам, ногам и т. д. Затем похлопывания упорядочиваются.
Направление движения идет по четырем точкам: голова - плечи - бедра лодыжки. Сначала количество прикосновений к каждой точке равно восьми,
в следующем повторении четырем, затем двум и, наконец, одному разу. Это
веселое упражнение направлено не только на тактильное взаимодействие, но
и на развитие координации движений.
18.«Завивайся, ниточка, в клубок»
Играющие стоят друг за другом, держась за руки. Ведущий под хороводную
музыку ведет детей «змейкой», затем закручивает свою «ниточку» в спираль,
потом обратным движением ее раскручивает. Движения сопровождаются
текстом:
Завивайся, ниточка, в клубок,
Завивайся, тонкая, в клубок,
Свяжет бабушка хорошенький чулок.
20

Свяжет бабушка красивенький носок.
Развивайся, ниточка, скорей,
Развивайся, тонкая, скорей,
Свяжет бабушка чулочки подлинней,
Свяжет бабушка носочки попрочней.
19.«Веселая карусель»
Дети стоят по кругу, держась одной рукой за обруч. Под текст начинают
движение, ускоряют, бегут, замедляют и останавливаются.
Завертелись карусели
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Вот как весело бежать,
Вот как весело играть!
Но пора остановиться
И немного постоять!
20.«Воронила борона»
Играющие встают двумя шеренгами, образуя угол. Пространство перед
каждой шеренгой — это «поле», которое нужно вспахать и проборонить.
Одна шеренга движется дробным шагом мимо другой, сопровождая
движение скороговоркой: «Воронила борона по боронованному полю».
Дойдя до противоположного края, дети останавливаются и разворачиваются.
Образуется новый угол. И теперь дробным шагом начинает движение другая
шеренга.
21.«Самолеты»
Педагог называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету,
показав предварительно, как заводить мотор и как летать.
Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне
площадки или комнаты. Педагог говорит: "К полету приготовиться. Завести
моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и
произносят звук "р-р-р". После сигнала педагога "Полетели!" дети разводят
руки в стороны (как крылья у самолета) и выполняют различные движения –
кружения, взлеты, быстро, резко и т. д.
22.« Цирк».
Педагог предлагает детям побывать на арене цирка. Под музыку дети
свободно изображают артистов цирка, животных. Каждый исполняет свое
выступление. Применение мимики, жестов, пластики, различные движения
радуют зрителей – детей.
23. « Музыкальный марафон»
Детям предлагается свободно, самостоятельно двигаться под музыку. Темп и
ритм меняется, дети фантазируют, придумывают движения. Можно
использовать по желанию предметы, также движения выполнять в паре, в
тройке и т.д.

21

6. Оценочные материалы
Ведущий метод диагностики - педагогическое наблюдение.
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
• выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных
способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;
• проектирования индивидуальной работы;
• оценки эффекта педагогического воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает достижения детей, развитие
танцевальных и творческих способностей.
К концу года дети должны знать основные танцевальные позиции рук и
ног. Владеть навыками ориентировки в пространстве и приобретать
определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных
упражнениях. Должны уметь передать характер музыкального произведения
в движении. Уметь точно и правильно исполнять танцевальные постановки.
Владеть основами хореографического искусства, уметь выражать в движении
основные средства музыкальной выразительности.
Уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с
музыкой, владеть основами хореографических упражнений. Усвоить
большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений,
разных по стилю и характеру. Должны уметь импровизировать с
использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинять
элементы для танцев.
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и двигательного
развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности
педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий
Карта диагностики уровня музыкальных и двигательных способностей
ребенка
Ф.И.
ребенка____________________________________________________________
Параметры

Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении
образ и основные средства выразительности, изменять движения в
соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие
исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения
— без показа педагога).
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение
передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя
из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление,
настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства
не только в движении, но и в слове.
22

н.г.

к.г.

Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные, оригинальные движения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса
движения.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде
деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная,
двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8
повторений композиции вместе с педагогом для запоминания
последовательности упражнений.
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений,
координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе,
общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание
движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих
видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность
движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника,
позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения
("рыбка", "полушпагат" и др.)

Требования к уровню подготовки воспитанников:
хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно
Для каждого возраста определены разные критерии в соответствии со
средними возрастными показателями развития, ориентируясь на объем
умений, определенных в задачах.
Для оценки детей 6-го года жизни:
хорошо

умение передавать характер мелодии,
самостоятельно начинать и заканчивать
движение вместе с музыкой, менять
движения на каждую часть музыки.
удовлетворительно в движениях выражается общий характер
музыки, темп; начало и конец
музыкального произведения совпадают
не всегда.
движения не отражают характер музыки
и не совпадают с темпом, ритмом, а так
неудовлетворительно
же началом и концом произведения
Для оценки детей 7-го года жизни
хорошо
движения выражают музыкальный образ
удовлетворительно

передают только общий характер, темп, ритм
движения не совпадают с темпом,
неудовлетворительно ориентированы, только на начало и конец звучания, а
также на счет и показ взрослого.
23

В результате наблюдений и диагностики педагог может
диаграмму или график показателей развития.

выстроить

Итогом занятий служат открытые занятия перед родителями и
отчетный концерт.
Анкетирование родителей
проводится с целью уточнить заинтересованность ребенка к танцевальноритмической деятельности и выявить отношение семьи к этому роду
деятельности.
Вопросы:
Любит ли ребенок слушать музыку? Какую музыку предпочитает?
Какое самое любимое музыкальное произведение вашего ребенка? А ваше?
Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
Понимает ли он содержание песен?
Передает ли в движении характер музыки, ритм?
Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку?
В чем это выражается?
Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с
вами? Как вы на это реагируете?
Каково ваше участие в музыкальном развитии ребенка: есть ли дома
фонотека детской музыки?
Смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком?
Обсуждаете ли их?
Беседа с детьми
проводится с целью выявить степень заинтересованности детей танцевальноритмической деятельностью.
Вопросы:
Любишь ли ты слушать музыку?
Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями,
музыкальными сказками?
Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
Какая самая любимая твоя песня? Танец?
Поете ли вы вместе с мамой, папой?
Танцуете ли вы с мамой, папой?
Когда ты был последний раз в театре, на представлении? Что смотрел?
Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?

24

7.Список литературы
Список литературы для педагогов:
-Буренина А.И.- Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
-Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - И.Каплунова, И. Новоскольцева.
-«Са-фи-дансе» - Танцевально-игровая гимнастика для детей.
-Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра», 2004.
-Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос,
2003
-Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
-Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
Список литературы для родителей:
-Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на –
Дону «Феникс» 2003г.
-Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва
2007г.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. Ярославль 2004г.
Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для
детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.

25

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».