Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной Программы «Шахматная
азбука» социально – гуманитарная.
Данная
Программа
для
старших
дошкольников
реализует
общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы
«Шахматы,
первый
год»,
автор
И.Г.Сухин.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет.
Занятия шахматами – путь к успешному будущему. Умение думать – это залог
успеха в настоящем и будущем. Научить ребёнка мыслить – задача
заботливых родителей и педагогов. Шахматы – универсальный тренажёр
мозга. Развивают умение строить логические связи, абстрактное мышление,
воображение, память, концентрацию внимания, умение анализировать.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Программа
«Шахматная азбука» разработана в соответствии с основными нормативно –
правовыми документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2.Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации».
3.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р).
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
7.Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
9.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок).
11.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
12.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
13.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
14.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии
с социальным сертификатом»».
Отличительные
особенности
дополнительной
общеразвивающей
программы.
Программа «Шахматная азбука» максимально проста и доступна старшим
дошкольникам. Использование игры в шахматы – это эффективное средство
умственного, психического и физического развития ребёнка – дошкольника.
Обучение игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение
ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень
стресса, благотворно влияет на процесс обучения, на повышение
продуктивности его мышления. Занятия шахматами укрепляют память,
развивают аналитические способности и воображение. Помогают
вырабатывать черты характера, как организованность, целеустремлённость. Не
расстраиваться, если ты сегодня проиграл.
В методике индивидуального подхода к каждому воспитаннику при помощи
подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход
базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи
создания педагогом «ситуации успеха» для каждого ребёнка, таким образом
данная
методика
повышает
эффективность
и
результативность
образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода
наблюдения педагогом за практической деятельностью на занятии. В
использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть
включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в
«Шахматных и турнирах семейных команд».
Программа разделена на темы: «Знакомство с шахматной доской»,
«Знакомство с шахматными фигурами», «Шах», «Мат и пат», « Шахматная
страна».
Возраст
детей,
участвующих
в
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 6 - 7 лет.
Краткая характеристика возрастных особенностей:
Дети могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре.
Продолжается развитие моторики руки, что важно в шахматах. По
собственной инициативе могут организовывать соревнования, турниры.
Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от её
привлекательности для него. Увеличивается объём памяти, может запоминать
ходы и порядок движения фигур по полю. Устанавливает логические связи.
Воображение становится богаче и оригинальное, последовательнее.
Продолжается развитие наглядно – образного мышления, которое помогает
ребёнку решать более сложные задачи. Которые учитываются при реализации
программы для успешного достижения планируемых образовательных
результатов.
Наполняемость группы до 15 человек.
Принципы формирования учебной группы: Для приема в группу
необходимо желание и способности ребенка.
Перечень видов занятий:
Рассказ и объяснение воспитателя, упражнения с фигурами, дидактические
игры и задания, тестовые задания на шахматных диаграммах, построение
графических схем, практические занятия (игра), турниры, соревнования.
2. Цели и задачи программы:
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей
старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
1. Формировать устойчивый интерес к игре в шахматы, обучение старших
дошкольников навыкам: запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности; развитие логического мышления,
ориентировки на плоскости, внимания, памяти;
2. Развитие познавательных интересов, изучение основ шахматной игры,
умение свободно ориентироваться на шахматной доске, расширение
кругозора; Развитие суждений, умозаключений, творческих способностей:
развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
3. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,
спокойствие, выдержку, усидчивость.
4. Воспитание умения вести себя честно в игре,
формирование чувства такта, культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
5. Подготовка ребёнка к школе. (Дети, вовлеченные в шахматы, лучше
воспринимают в школе точные науки, ориентируются на листе).
Планируемые результаты реализации программы.
1.Научить детей ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать партии.
2.Подготовить детей к школе благодаря шахматам; развивать их
интеллектуальный уровень, логическое мышление, память, внимание,
усидчивость, общение.
3.Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более
высокого уровня.
К концу учебного года дети научатся шахматным терминам: белое и черное
поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных
фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой
фигуры.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является
организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
3. Содержание рабочей программы.
Учебно-тематический план
№
темы
1.
Название раздела, темы
Всего
1Знакомство с
шахматной доской
Количество часов
Теория
Практика
Формы аттестации/
контроля
4
2
2
Практическая
деятельность.
2.
Знакомство с
шахматными
фигурами
5
2
3
Игровые
упражнения на
шахматной доске
3.
Король – главная
фигура. Шах, Мат.
5
2
3
Шахматные
партии на доске и
панели
4.
Шахматная страна
3
1
2
5.
Защита контрольного
поля
4
1
3
6.
Захват контрольного
поля
5
2
3
7.
Шахматная нотация
4
1
3
8.
Волшебный мир
комбинаций
2
1
1
Игры , партии,
работа в тетради
выполнение
заданий, турниры
Партии двух
игроков
Работа в тетради,
тур на панели
Работа в тетради,
шахматные
партии
№
темы
9.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Шахматный КВН
2
0
2
итого
34
12
22
Формы аттестации/
контроля
Соревнования
семейный команд
Содержание учебно – тематического плана
1.Тема: «Знакомство с шахматной доской».
Теория. Дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для
шахмат,
дать
детям
краткую
историческую
справку
о
возникновении (истории)
шахматной игры, фигурах, вызвать у детей интерес к шахматам расширить
кругозор детей. Познакомить детей с линиями на шахматной доске,
поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и
горизонталей
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к
детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на
конструирование позиций.
Рассказывание легенды «Два брата» с показом иллюстраций, гости занятия –
Чёрная и Белая клеточки.
Практика. Упражнения: «Расположи шахматную доску правильно», «Разложи
шахматные поля». Загадывание шахматных загадок. Подарок детям Шахматная тетрадь.
Задания в тетради: «Раскрась клеточки как на шахматной доске».
2. Тема: «Знакомство с шахматными фигурами».
Теория. Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей
понятие о пешке, ладье, коне, ферзе, слоне и короле, о способах их
передвижения по полю, начальное положение фигур на поле.
Практика. построение графических схем, игровые упражнения, загадки,
партии, задания на конструирование позиций.Игры: «Теремок», «Чудесный
мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы пешки и ладьи».
«Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в
тетради: «Укажи стрелками ходы пешки, ладьи, ферзя».
Задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды,
самостоятельное конструирование позиций.
Игра на интерактивной панели.
3.Тема: «Король – главная фигура».
Теория. Представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и
взаимодействии с другими фигурами. Сформировать понятие о шахе, как о
ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под
шаха». Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на
малоклеточной доске.
Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах.
Чтение детям И. Сухин «Шахматная сказка». Знакомство детей с правилами
поведения в шахматах. Упражнения: «Выбери правильный ответ».
Практика.Упражнения: «Поставь короля на поле», «Покажи способы хода
короля», «По каким клетка может ходить король». Игры: «Теремок»,
«Чудесный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных
фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля».
«Кто быстрее и правильнее». игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей
объявить шах, открытый шах, двойной шах, » игры: «Лабиринт», «Прячется
ли шах в словах».
Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата».
отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате,
задания в тетради.
Игра парами на интерактивной панели.
4.Тема: «Шахматная страна».
Теория.рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение
графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование
позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций.
Практика. Деление на команды. игры - задания: «Расставь фигуры», «Выведи
короля из-под шаха» и т.п. Игра на напольных шахматах. Конкурс капитанов:
«Выбери правильный ответ».
Игра: «Огонь»
(отметить
фишками,
сколько
полей
обстреливает определённая фигура в центре, сбоку, в углу, определить силу).
Игра: «Гости». (Белая и черная фигуры ходят в гости друг к другу. Правило
двух королей (нельзя подходить близко). Игра «Собери урожай» (съесть
фигурой все пешки на доске) Игра парами на интерактивной панели.
5. Тема: «Защита контрольного поля» ».
Теория. Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный
участок шахматной доски.
Методические приёмы: игровой, рассказ
воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем,
рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, цифровобуквенные коды».
Практика.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие.
Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в
поле воин", "Кратчайший путь". "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи,
две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; король самая
главная фигура и его надо защищать, для него придумали ход рокировка. В этом ходе принимают участие две фигуры: король и ладья, показ
рокировки в длинную и короткую сторону (король делает два шага по
направлению к ладье, вставая на поле того же цвета, а ладья через него
перепрыгивает и становится рядом).
6.Тема: «Захват контрольного поля»
Теория. Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения,
«веса». Учить детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число
ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски;
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к
детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на
конструирование позиций, цифрово-буквенные коды».
Практика. игра «огонь». Игра: «Кто внимательнее?».Игра на «объедение» (за
10 - 15 ходов съесть большее количество фигур).
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
7.Тема: «Шахматная нотация».
Теория. Закрепить понятие
«шахматная нотация»; учить записывать
шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; Познакомить детей с
понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата;
Практика. Загадки по тетрадке: квадрат 8х8 см., обозначены буквы и цифры,
как на шахматной доске.
игра «Кто быстрее?». Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети
находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой. Повторение
правил хода ладьи, слона, ферзя, короля и пешки (кроме правила превращения
и взятия на проходе). Игра: «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по
доске, стараясь как можно скорее попасть на названное преподавателем
шахматное поле: страну). обозначить в блокноте все поля буквами и цифрами,
повторить буквы и изучение правила хода фигур. Игра "Морской
бой". Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Знакомство с «квадратом
пешки». Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Игра: в парах с целью поставить мат в начале партии; потренироваться в
постановке
мата
в
дебюте,
в
умении
поставить защиту.
8.Тема: «Волшебный мир комбинаций»
Теория. знакомство с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах,
матовый финал);Показ вилки, которые могут подстроить пешки, слоны, ладья,
ферзь, король. Рассказать о «коварстве» коня. Показать, как конь может
подстроить вилку - шах с потерей ладьи. Рассказать, как можно связать «в
игре фигуры противника» и показать разные варианты связок. Показать, как
получается двойной шах. Обратить внимание, что защититься от него с
помощью других фигур нельзя, король спасается сам.
Рассказать, как можно связать «в игре фигуры противника» и показать
разные варианты связок. матовый финал, дать определение «мельница» (серия
чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские
фигуры). Показать комбинацию мельница. Игровые упражнения «сделай
вилку, мельницу», «свяжи фигуру», «поставь двойной шах, матовый финал».
Практика. Игровое задание.Что такое «ловушка? В шахматной игре тоже
можно поставить противнику ловушки, но можно и самим в них угодить.
Игровые упражнения «сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями»,
«свяжи фигуру», «поставь двойной шах».
9. Тема: «Шахматный КВН»
Практика. Выбор жюри, представление команд
Эстафеты, шахматные загадки, задачи, головоломки. 3завершение праздника,
подведение итогов.
3. Содержание рабочей программы.
Учебно – тематический план по обучению детей игре в шахматы
№
п/
п
1.
Дата
Название
темы
Формы организации
деятельности
Формы
контрол
я
Сентябрь
1 нед
«Знакомство с
шахматной
доской»
«В гостях у
Горизонтали ка
и
Вертикалика»
«Диагональ»
Дать детям представление о
шахматной доске, как игровом
поле для шахмат.
Познакомить детей с линиями на
шахматной доске, поупражнять
их в быстром, правильном
нахождении вертикалей и
горизонталей.
Учить детей видеть диагональ на
шахматной доске, не путать её с
другими линиями. Большая белая
и большая чёрная диагональ.
Короткие диагонали.
Познакомить детей с
шахматными фигурами
Сформировать у детей понятие о
пешке, способах и особенностях
её передвижения.
Дать представление о новой
фигуре, способах действий и её
ценности.
Место фигуры в начальном
положении.
Дать представление о новой
фигуре, способах действий, её
ценности и взаимодействии с
другими фигурами.
Место фигуры в начальном
положении. Самая сильная
фигура.
Дать представление о новой
фигуре, способах действий, её
ценности и взаимодействии с
ознаком
ительно
е
игровое
упражне
ние
2.
Сентябрь
2нед
3.
Сентябрь
3 нед
4.
Сентябрь
4 нед
«Знакомство с
шахматными
фигурами.
Пешка»
5.
Октябрь
1 нед
«Бесхитростна
я фигура –
ЛАДЬЯ»
6.
Октябрь
2 нед
«Могучая
фигура
ФЕРЗЬ»
7.
Октябрь
3 нед
«Прыг, скок и
вбок»
КОНЬ
Дидакти
ч. игра с
задания
ми
Практич
еская
деятельн
ость
Практич
еская
деятельн
ость
Практич
еская
деятельн
ость
Упраж
нения с
фигурой
другими фигурами.
8.
Октябрь
4 нед
– Дать представление о новой
фигуре, способах действий, её
ценности и взаимодействии с
другими фигурами.
Закрепить представления детей о
расположении чёрных и белых
фигур на доске.
Упраж
нения с
фигурой
9.
Ноябрь 1 «Ворота
нед
Каиссии»
«Шах – что Сформировать понятие о шахе,
это?»
как о ситуации нежелательной
для короля, научить детей
выводить «короля из-под шаха».
Королей в шахматах не бьют.
Под бой их ставить нельзя.
12. Ноябрь 4 «Шах – что Продолжать формировать
нед
это?»
понятие о шахе, как о ситуации
нежелательной для короля,
научить детей выводить «короля
из-под шаха» разными
способами. Король против
других фигур.
«Мат и пат»
Дать детям определение «мат» и
13 Декабрь
1-2
«пат». Научить детей ставить мат
14 нед
на малоклеточной доске.
Разыгры
вание
партии
10
11
«Король
главная
фигура»
Ноябрь
2-3
нед
15. Декабрь
3 нед
«Мат и пат»
16. Декабрь
4 нед
«Шахматная
страна»
Продолжать формировать у
детей понятие «мат» и «пат».
Научить детей ставить мат на
малоклеточной доске разными
способами.
Подвести итог определения, что
такое шахматная игра, закрепить
полученные знания и умения
играть в шахматы.
17 Январь
«В стране Закрепить у детей интерес к игре в
2 - 3 шахматных шахматы,
понятийные
знания;
нед
чудес»
активизировать
мыслительную
деятельность
дошкольников;
вырабатывать у ребят настойчивость.
«Игра
на Сформировать у детей внутренний
18 Январь
4 нед
уничтожени план
действий,
аналитикое»
синтетическую функцию действий.
Учить детей играть ограниченным
числом фигур (одна или две).
Игровое
упражне
ние
Разыгры
вание
партии
Практи
ческая
деятельн
ость
Практи
ческая
деятельн
ость
Соревно
вания
2
игроков
Шахмат
ный тур
Работа
в
тетради
19 Февраль «Один
в Закрепить представление о ладье,
1 нед
поле воин» способах её передвижения, «веса».
Учить детей,
на примере ладьи,
«побивать» все фигуры противника.
20 Февраль «Защита
Закрепить представление о ладье,
2 нед
контрольно способах её передвижения, «веса».
го поля»
Учить детей с помощью одной, двух
фигур защищать выделенный участок
шахматной доски.
21 Февраль «Как Ладья Познакомить с понятием
22 3 - 4 нед похудела»
«рокировка», её разновидностями;
развивать наблюдательность и
внимание; расширять кругозор
дошкольников; показать изящество и
красоту отдельных ходов;
вырабатывать у ребёнка выдержку.
Закрепить представление о слоне,
23 Март 1 «Захват
нед
контрольно туре, способах его передвижения,
го поля»
«веса». Учить детей, на примере
слона - фигуры, за минимальное
число ходов, проходить до
определённой клетки шахматной
доски; вырабатывать у ребёнка
сосредоточенность, спокойствие.
24 Март
«Вежливые Учить детей, играя лишь одними
2 нед
слоны»
фигурами – на примере слонов (слон
против слона, два слона против
одного, два слона против двух)
проходить «лабиринт» до
определённого поля на доске.
25 Март
«Шахматна Закрепить понятие «шахматная
26 3 - 4
я нотация» нотация»; учить записывать
нед
шахматные партии; учить
ориентироваться на плоскости;
вырабатывать у детей волю; показать
изящество и красоту шахматных
комбинаций; тренировать память и
внимание.
27 Апрель «Волшебны Познакомить детей с понятием
1 нед
й квадрат» «квадрат пешки» и правилом
квадрата; продолжать развивать
интерес к миру шахмат; тренировать
логическое мышление; вырабатывать
у ребёнка спокойствие; обогащать
детскую фантазию.
Игра
С
задания
ми
Игра с
задания
ми
Работа
в
тетради
турнир
Игрово
е
упраж
нение
Работа
в
тетрад
и
Игровая
форма
задания
28 Апрель
2 нед
«Непобеди
мый»
29 Апрель
3 -4 нед
30
«Волшебны
й
мир
комбинаций
»
31 Май
«Реши
этюд,
отгадай
задачу
сыщешь
удачу»
32 1 - 2
нед
33 Май
34 3 - 4
нед
–
«Шахматны
й КВН»
Продолжать развивать интерес к миру
шахмат; разъяснить как правильно
начинать игру и играть дебют;
рассмотреть «хорошие и плохие»
ходы в шахматной игре;
вырабатывать у детей стойкий
характер; активизировать
мыслительную деятельность
дошкольников; приносить
эстетическое наслаждение от игры.
Продолжить знакомить
дошкольников с миром комбинаций
(«мельница», «вилка», двойной шах,
матовый финал); показать
волшебство, изящество и красоту
шахматных комбинаций; продолжать
учить ориентироваться на плоскости;
тренировать наблюдательность и
внимание.
Учить дошкольников решать
различные шахматные этюды и
задачи; учить более разумно и
рационально распоряжаться
небольшими шахматными силами,
достигать выигрыша или добиваться
ничьей, находить выход из
безнадёжных положений с честью;
продолжать развивать интерес к миру
шахмат; вырабатывать у ребёнка
настойчивость и выдержку;
расширять кругозор.
Закрепить полученные знания
дошкольников, умение решать
различные шахматные этюды и
задачи; учить более разумно и
рационально распоряжаться
небольшими шахматными силами,
достигать выигрыша или добиваться
ничьей, находить выход из
безнадёжных положений с честью;
продолжать развивать интерес к миру
шахмат. Диагностика.
турнир
Разыгр
ывание
партии
Разыгр
ывание
партии
Турнир
Семей
ных
команд
Всего 34 занятия
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график на 2024 - 2025 уч год
№
Основные характеристики образовательного
Значение
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Дни занятий
Количество часов в неделю
Периодичность занятий
Продолжительность одного академического часа
Количество часов
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года
34
34
среда
1
1 раза в неделю
До 30 мин
17
3 сентября
30 декабря - 9 января
Суббота, воскресенье
31 мая
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы:
Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в
форме игр, партий, туров, упражнений, конкурсов с использованием
методического пособия в виде игр - заданий для каждого ребёнка.
Этапы реализации программы: 9 месяцев
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и
побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их
интересными для детей.
Формы реализации дополнительной общеразвивающей программы.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Занятия проводятся с подгруппой детей в парах, во второй половине дня.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ является:
-проявление индивидуальных способностей занимающихся в непредвиденных
комбинациях;
- обучение основам стратегии игры в шахматы;
- изучение преимущества в разных положениях;
- воспитание творческих способностей занимающихся.
Необходимо развивать умения у воспитанников оценивать ситуацию и
просчитывать партию на многие ходы вперед.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы.
Способом определения результативности реализации Программы
дополнительного образования «Шахматная азбука» является диагностика.
Диагностирование детей проводиться в игровой форме, в форме
индивидуальной беседы, через решение практических задач 2 раза в год
(сентябрь и май), Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую
карту.
Диагностический мониторинг
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится
педагогическая диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить
индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый
ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется
при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей
Высокий:
ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,
различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их
отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия
фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать
мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает
навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито
зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать
свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать,
мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет
записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в
различных положениях. У ребенка развито логическое мышление.
Средний:
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы
шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно»,
«больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении
величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические
фигуры в различных положениях.
Низкий:
ребенок не умеет находить горизонтали, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух. Не знает, и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов
шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и
«мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется в групповой комнате. Напольные шахматы
размещены в фойе. Игры и занятия составляются в соответствии с
возрастными и психолого-педагогическими
санитарными правилами и
нормами.
Кадровое обеспечение – В реализации общеобразовательной программы
участвуют педагоги дополнительного образования МДОУ «Костинский
детский сад». Кадровые условия соответствуют требованиям осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам
в
образовательных организациях. Педагоги
прошли
профессиональную
переподготовку
по
программе
«Педагогика
дополнительного образования» с присвоением квалификации «Педагог
дополнительного образования детей».
№
1
2
3
№
1
2
3
4
Перечень оборудования
Теоретическое (информационное оборудование)
Оборудование
ТСО. Ноутбук
Интерактивная Панель
Демонстрационная доска магнитная с фигурами
переносная
Практические
Оборудование
Доска настольная с фигурами
Набор напольных крупных шахмат
Восковые мелки, простые карандаши, тетради в
крупную клетку
Пластилин, доски для лепки
Кол-во
1
1
1
Кол-во
2 набора
1 набор
По 15 шт
По 15шт
Методические материалы
При разработке комплексов упражнений и конспектов занятий
предусматривается взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Это дает
возможность решать основные воспитательные и развивающие задачи.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.
Методы воспитания: упражнения, поощрение, мотивация.
Методы для обучения и совершенствования навыков игры:объяснение,
показ, рассматривание, практические действия
Методы педагогической поддержки: похвала, поощрение, самостоятельные
действия, собственный пример педагога
Технологии обучения
1.Технология игровой деятельности
2. Проблемно – игровая технология
3.Здоровьесберегающие технологии
4. технологии практических действий
5.Технологии: изобразительная терапия, работа с пластическим материалом
(пластилином)
Формы организации занятия: игра, практическое занятие в парах (партии),
игра - соревнования.
Формы организации образовательной деятельности: занятия по данной
программе состоят из практической части, где и происходит освоение
программного материала.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Список литературы по рабочей программе:
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 6 - 7 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя
– Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
–
Электоронный
ресурс:
минобрнауки.
рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО