ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Пояснительная записка
Направленность общеобразовательной Программы «Основы
финансовой грамотности дошкольников» социально-педагогическая.
Данная Программа направлена на формирование финансовой
культуры, подготовка ребенка к товарно-денежным отношениям.
Программа разработана для детей 5 – 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа
«Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с
основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018г. №196;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г.№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПин);
-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р;
-Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) э
Актуальность
Актуальность программы по формированию финансовой культуры
дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям
обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной
ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью

преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями
образовательной системы - детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из
важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность
активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше
дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем
быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают
избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и
благополучия на протяжении всей жизни.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является
актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка.
Именно овладение основами финансовой грамотности поможет
дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно
социализироваться в обществе.
Новизна программы заключается в заложении основ финансовой
культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового
отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и
сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с
нормами морали, этически-культурными ценностями социума и
общественно полезного труда человека.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы в том, что основной идеей данной программы является –
создание
комфортной
среды
общения
для
детей,
развитие
интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой
грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализацию. В реализации программы используются новые формы
развивающего обучения, при которых синтезируются элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые
диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее
преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой
азбукой проходит в игровой форме.
Педагогическая целесообразность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на его
познавательное развитие. В программе систематизированы средства и
методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано
использование разных видов игровой и познавательной деятельности.
Программа «Основы финансовой грамотности дошкольников»
составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем

комплексом знаний, совершенствовать уже имеющиеся у старших
дошкольников опыт финансовой грамотности.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые
появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это
очень распространенное явление. Дети должны овладеть навыками
формирования элементарных экономических знаний. Научиться понимать и
ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть
красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. Осознать
на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и
«стоимость продукта в зависимости от качества». Воспитывать у детей
навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести
себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными
потребностями). У детей сформируется правильное отношение к деньгам
как предмету жизненной необходимости.
Отличием Программы от существующих является тот факт, что в
работе может участвовать каждый ребенок, так как ведущим средством
является игра, мини-спектакли, участие в мастерских.
Адресат программы – программа предназначена для воспитанников
5-7 лет. В группе занимаются от 10 до 15 человек, так как возраст от 5- 7 лет
Цель программы: формирование финансовой культуры и азов
финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому
предназначению;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости,
накоплению, полезным тратам;
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей
нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических
отношений между людьми в обществе.
Развивающие:
- развивать основы финансовой грамотности дошкольников
посредством разнообразных видов детской деятельности;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
Воспитательные:
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах формирования
финансовой культуры ребёнка.
Уровень программы – базовый, т.к. предполагает развитие
компетентности обучающихся в данной образовательной области,
формирование навыков на уровне практического применения.
Объем и сроки реализации дополнительной программы
Срок обучения
Количество
Общее
Количество часов
учебных недель
количество часов в неделю
9 месяцев
30
30
1
Форма обучения: очная
Режим занятий, периодичность и продолжительность: занятия
проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.
В соотвтетсвии с нормами СанПИН продолжительность одного
занятия 30-40 мин.
Занятие проводится под четким руководством педагога.
Объем общеразвивающей программы- Программа рассчитана на 30
часов с одной группой.
Максимальное число детей, обучающихся в группе – 15 человек
Формы организации: групповая, подгрупповая
Перечень видов занятий: комбинированные, подгрупповые,
практические.
Срок освоения общеобразовательной программы-9 месяцев
Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы
итоговая аттестация может проводиться в следующих формах:
- открытое занятие для родителей;
- интерактивная театрализованная мини-постановка
- выставки работ детей
-показательные занятия
- презентация проектов

Учебный план
П№

1

Темы, разделы
Входная диагностика
«Финансовая азбука»

всего
1
2

Количество часов
теория
практика
1
1
1

4

2

2

3

1

2

4

«Без труда нет жизни
на земле»
«Товар. Результаты
труда человека»
«Деньги»

5

2

3

5

«Семейный бюджет»

3

1

2

6

«Семейные расходы и
доходы»
«Юные финансисты»

3

1

2

2

-

2

«Магазины бывают
разные»
«Страна Экономград»

2

-

2

3

1

2

2

10

2
20

2
3

7
8
9
10

Наша мастерская
Итого часов

30

Формы
аттестации контроля
Беседа, упражнения
Беседа, загадки, чтение
и анализ сказки, игра
Соревнование
Загадки,
логические
задачи
Творческая
игровая
деятельность
Решение
арифметических задач
Решение проблемных
ситуаций
Творческая
деятельность
Творческо-трудовая
деятельность
Сюжетно-ролевая игра
с подвижными элемент
Представление сказки

Содержание программы
Вводное занятие
Теория. Знакомство с программой. Техника безопасности во время
работы в групповой комнате. Правила организации занятий.
Раздел 1. Финансовая азбука
Теория. Что такое потребности? Потребности как экономическая
категория; знакомство детей с многообразием потребностей человека.
Основные потребности и желания, загадки, упражнения.
Практика. Интерактивная игра «Кому что нужно?», демонстрация
м/ф «Уроки тётушки Совы»; исследование: что необходимо человеку для
жизни, дидактические игры «Выбираем самое важно», «Заветные желания».
Раздел 2. Без труда нет жизни на земле

Теория. Знакомство детей с многообразием профессий человека;
расширить представления детей о труде взрослых; способствовать
воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
Практика. Игра-соревнование «Мои домашние обязанности; лэпбук
«Все профессии важны»; игра «Вот так заработали!», фотовыставка,
конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»; папка-передвижка
«Наша семья трудится».
Раздел 3. Товар. Результаты труда человека
Теория. Что такое товар? Откуда берутся товары в магазине? В чем
состоит полезность товара? Научить определять разницу между обменом и
покупкой-продажей товара; совершенствовать навыки общения, игры в
группах, парами.
Практика. Беседа, загадки, интерактивная игра «Хочу и надо»,
физкультминутка
«Колобок»,
логические
задачи,
поговорки
о
бережливости. презентация «В гостях у сказок».
Раздел 4. Деньги
Теория. Познакомить детей с понятиями «деньги», «монета»,
«банкнота»; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Деньги как универсальное средство обмена. Все ли можно купить? учить
находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой,
между банкнотами разного достоинства; помочь детям осознать роль денег
в жизни людей.
Практика. Работа с морфологической таблицей, сравнение монет
разного и одинакового достоинства, интерактивная игра «Поезд монет и
купюр», работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с
картинками, решение задач, изготовление денег для игры в магазин; чтение
и обыгрывание стихотворения Ш.Галиева «Три копейки на покупку».
Раздел 5. Семейный бюджет
Теория. Способствовать формированию первоначальных
представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности
в семейной экономике; познакомить детей с понятием «семейный бюджет»,
его структурой (формы доходов и расходов).
Практика. Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации,
решение арифметических задач, интерактивная игра «Доход- расход»;
психологическая разминка; решение арифметических задач, составление
обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».
Раздел 6. Семейные расходы и доходы

Теория. Расширять представление детей о том, как складывается
семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они
бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного
пользования, на услуги); познакомить с понятием «денежные сбережения».
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; проблемная
ситуация, игра- размышление «Какие бывают доходы»; отгадывание
кроссворда; чтение художественной литературы К.
Чуковский «Мухацокотуха»-мини-спектакль; В. Даль «пословицы и поговорки»,
дидактическая игра.
Раздел 7. Юные финансисты
Теория. Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что
служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь,
стимулировать активность детей; активизировать в речи в речи детей слова:
кошелек, деньги, монеты, крупные банкноты, мелочь, покупка, товар,
зарплата, копейка, рубль.
Практика. Презентация «Деньги прошлого, настоящего и
будущего»; интерактивная игра «Супермаркет», изготовление денег для
игры; отгадывание загадок, изобразительная деятельность. Игра «Брейнринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки»; игра «Хочу и надо»,
вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами.
Раздел 8. Магазины бывают разные
Теория. Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей,
создание необходимой мотивации для повышения их финансовой
грамотности; отработать навык покупки товара, способствовать уложиться в
лимит выделенных средств; правила выполнения заданий в группе
сверстников, умение работать коллективно.
Практика. Интерактивная игра «Цветик-семицветик»; чтение сказки,
беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»
Раздел 9. Страна «Экономград»
Теория. Способствовать развитию интереса к получению экономических
знаний;
Практика. Сюжетно-ролевая игра «Весёлая ярмарка»; Интерактивный
мини-спектакль; ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим»,
обсуждения, игра «Копим и сберегаем»
Раздел 10. Наша мастерская
Теория. Способствовать развитию интереса к получению экономических
знаний; умение договариваться, дружно выполнять одну работу

Практика. Экономическая игра-викторина «Что? Где? Когда?»;
интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

Планируемые результаты
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает
подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные
каждому человеку, его семье, окружению. Для экономического образования
на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит
индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование
элементарных экономических навыков.
Вся работа по программе подчиняется основной воспитательной
задаче – воспитание человека, умеющего и желающего много и активно
трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Личностные результаты:
В результате освоения программы основ финансовой грамотности
дошкольник:
- активно разбирается в значении основных экономических и
финансовых понятий, предусмотренных программой;
- осознает, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо
– сидеть без дела;
- знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки
труда, универсальным средством обмена;
-понимает, что бережливость и экономия - это разумное отношение к
расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных
целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в
случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими
сбережениями, порой абсолютно бескорыстно.
Метапредметные:
1. Регулятивные
-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в
совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
2. Познавательные
- уметь применять полученные знания, умения в повседневной жизни;
- овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
- освоение начальных навыков обращения с деньгами, осознать
необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

- овладение способностью принимать свои первые финансовые
решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу.
Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно,
без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоение начальных навыков планирования: интересно и с пользой
использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки,
канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- формирование нравственно-этических привычек (возвращать долги,
уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в
будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Формы аттестации
Оценочные материалы. В процессе обучения по дополнительной
общеразвивающей
программе
«Основы
финансовой
грамотности
дошкольников» проводится диагностика. Основными методами изучения
достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ
продуктов деятельности.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей,
интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация
проектов, игра-испытание и др.
Средства
реализации
Программы
способствуют
созданию
развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает
эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как
традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал,
игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для
лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и
др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные
ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Условия реализации программы
Данная программа реализуется в течение года (сентябрь - май),
состоит из 30 занятий, периодичность занятий 1 занятие в неделю,
продолжительность занятий 30 минут.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса
Программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
- психологический
и
эмоциональный комфорт как условие
самореализации дошкольника;
- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к
самоутверждению.
В группу записываются воспитанники 5-7 лет по заявлению родителей.

Кадровое обеспечение.
В реализации общеобразовательной
программы участвуют педагоги дополнительного образования МДОУ
«Костинский детский сад». Кадровые условия соответствуют требованиям
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам в образовательных организациях.
Педагоги прошли профессиональную переподготовку по программе
«Педагогика дополнительного образования» с присвоением квалификации
«Педагог дополнительного образования детей».
Перечень оборудования
Теоретическое (информационное оборудование)
№ Оборудование
1 Мультимедийная система
2 Музыкальный центр
3 Интерактивный стол
4 Ноутбук
5 Доска
Практическое
№ Оборудование
1 Рабочая тетрадь по финансовой грамотности
2 Акварель
3 Кисти художественные
4 Цветные карандаши
5 Цветной картон
6 Цветная бумага
7 Пластилин, доска для лепки
8 Альбом для рисования
9 Маски для театрализации
10 Костюмы для драматизации

Кол-во
1
1
1
1
1
Кол-во
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15

Методические материалы
При разработке комплексов упражнений и конспектов занятий
предусматривается взаимодополняемость и взаимозаменяемость. Это дает
возможность решать основные воспитательные и развивающие задачи.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.
Методы воспитания: упражнения, поощрение, мотивация.
Методы для обучения и совершенствования навыков творческого
самовыражения: (индивидуальная беседа, сравнительный анализ,
воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации,
проигрывание положительных ситуаций, обсуждение способа действия,
прием опосредованного воздействия.
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и
родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют
детям стать активными участниками учебного процесса.

Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения
формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие,
бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать
самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные
театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого,
чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
наглядные (наблюдение,
просмотр фильмов,
рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций
и др.); - практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение,
осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях
достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные
игры:
театрализованные,
режиссёрские,
сюжетно-ролевые,
интеллектуальные, семейные и др.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из
самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста
творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка,
возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры
дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятийисследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек,
сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного
обучения, методический приём, включающий совокупность условий,
направленных на решение практически значимой ситуации, и
способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения
объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть
актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует
проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, и т.д)
Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который
должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти
на него ответ.
-Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее
полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и
воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого
простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам
намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

-Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть
использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
-Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы
познавательной
деятельности
с
использованием
информационноразвлекательного содержания.
-Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок
самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы
идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана
тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на
определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут
свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с
семьёй.
-Чтение — основная форма восприятия художественной литературы
как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития
познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения
задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей,
как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие»,
«художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
-Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по
различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют
специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк»,
«Учимся бережливости» и ряд других.
-Выставки по темам программы с использованием фотоснимков
игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
-Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий
установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники
проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой
культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности,
источником
информации,
консультантом,
экспертом,
основным
руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и
ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный
метод, способствующий развитию исследовательской активности и
познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет
ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание,
открывает большие возможности для воспитания детских дружеских
взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и
представлений.
-Памятки для родителей составляются по определённым темам.
Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с
таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
-Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую
информацию для размышления. Учитывая занятость родителей,
целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов,
которые не требуют развёрнутых ответов.

Методы психологической поддержки (похвала,
самостоятельные действия, собственный пример педагога)

поощрение,

Методические материалы
Наглядно-иллюстративный материал:
- ИГРОТЕКА: « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем
быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие
покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний»,
«Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье
для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Строительство дома»,
«Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для
маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
- Произведения художественной литературы: Э. Матвеев «Дима и
совёнок», К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш.
«Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские
народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка»,
произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, английская сказка «Три
поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и
пр.
- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный
материалы.
- Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал»,
«Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2.
Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3.
Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
4.
Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,
Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5.
Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович,
Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6.
Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А.
Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение
общества информатики и вычислительной техники. - 38 с.
7.
Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических
знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н.
Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
8.
Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П.
Шайкина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса
1.

«Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». Волгоград, 2015. – 34
Дидактический материал:
Магнитная доска; игрушки для организационных и сюрпризных
моментов; шаблоны; схемы; выкройки; картинки с изображением героев
предполагаемой поделки; алгоритмы.
Разработка инструктажа по технике безопасности
Ноутбук, телевизор, аудиоколонка, архив аудио – видео материалов для
работы.
Атрибуты элементы костюмов сказочных героев и оборудование для
сюжетно- ролевых игр, плакаты по темам, монеты, бумажные купюры,
пластиковые карточки, кошельки, схемы, фотографии, дидактические
карточки, памятки, специальная литература.
Литература для родителей
1.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов
для детей / Е. Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.
2.
Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами /
Джолайн Годфри. - М.: Добрая книга, 2006. - 224 с.
3.
Денежные сказки: альбом для детского художественного
творчества из комплекта «Финансовый грамотей: Пособие для воспитания
финансовой грамотности от 5 до 99 / Иркутск: Альмира, 2012. - 28 с. ил. Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/
4.
Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о
деньгах и управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей. - Электронный
ресурс:
http://niKona-6aHKHpa^/wp-content/uploads/2016/02/
Detskie-dengi.pdf
5.
Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах / Э.
Матвеев. - Пермь : Янус, 2012. - 305 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».