Адаптированной образовательной программы дошкольного образования
МДОУ «Костинский детский сад»
Устава МДОУ «Костинский детский сад»
1.2. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия
со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику
развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно
вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности.
1.3. Педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики
достижения планируемых результатов Образовательной программы дошкольного
образования МДОУ «Костинский детский сад» проводится оценка
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования.
1.4. При необходимости используется психологическая диагностика развития
детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей), которую проводят квалифицированные специалисты (учитель-логопед,
педагог -психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается
только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
1.5. Положение разработано с учетом мнения родителей (законных
представителей), принимается Педагогическим советом и утверждается приказом
заведующего МДОУ «Костинский детский сад».
1.6. Срок действия Положения действует до принятия нового.
1.7. Изменения, дополнения вносятся с учетом мнения родителей (законных
представителей), принимаются решением
Педагогического
совета
и
утверждаются заведующим МДОУ «Костинский детский сад».
1.8. Оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных
группах по следующим направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
1.9. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа,
хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих
непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса.
2.Цель и задачи педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития детей)
2.1Цель педагогической диагностики – получение информации об
индивидуальных особенностях развития ребенка.
2.1.2 Задачи:
проведение анализа изменений в развитии воспитанников;
планирование образовательной деятельности в ДОО на основе результатов
диагностики.
2.1.3 На основании этой информации разрабатываются рекомендации для
воспитателей и родителей (законных представителей) по организации
образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной
деятельности.
2.2Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются
исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей
его развития);
оптимизации работы с группой детей.
2. Принципы и функции педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей)
2.1. Принципы педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к
другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном
усложнении и углублении процесса диагностики;
принцип
доступности
результатов
для
родителей
(законных
представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с
ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей
(педагогический совет, психолого-педагогический консилиум).
принцип научности (диагностическая работа опирается на научные
исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и
организацию обследования);
принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических
норм и правил);
принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации);
принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на
протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду);
принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в
установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
Педагогическая диагностика
(оценка
индивидуального
развития)
осуществляется в течение времени пребывания ребенка в Учреждении (с 8.00 до
17.00, исключая время, отведенное на сон).
3.2. Методологическая основа педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития) в Учреждении обеспечивается при помощи методики:
- Антология дошкольного образования А.Г. Асмолов, В.К. Загвозкин, И.Е.
Федосова М: Издательство «Национальное образование», 2017
- Карты развития детей от 0 до 3 лет – М: Издательство «Национальное
образование», 2017 Приложение - Карты развития детей от 3 до 7 лет – М:
Издательство «Национальное образование», 2017
Приложение -Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. Т.И.
Бабаева, З.А. Михайлова и др. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Педагогические наблюдения Л.В. Михайлова-Свирская. Издательство
«Просвещение» Москва 2016.
3.3. Итоговая оценка достижений выпускников, связанная с оценкой уровня
освоения образовательной программы дошкольного образования на основе
целевых ориентиров, не проводится.
3.4 Педагогическая диагностика:
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и
оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к
паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития,
опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
учитывает представленные в образовательной программе дошкольного
образования МДОУ «Костинский детский сад» планируемые результаты, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными
достижениями детей.
3.
Организация проведения педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей)
3.1 Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется
педагогом (наблюдение) и фиксируется в картах развития детей.
3.2.
Психологическая
диагностика
проводится
квалифицированными
специалистами (педагое-психолог, учитель-логопед) или
специалистами
психолого-медико-педагогическим консилиума МОУ ДО «ППМС центр МО
Алапаевское» по запросу родителей (законных представителей) детей. На
основании возникшей необходимости принятия решения о потребности
воспитанника в специальном психологическом сопровождении и/или проведении
квалифицированной коррекции его развития по инициативе педагогического
работника, сопровождающего воспитанника при реализации программы, с
письменного согласия родителя (законного представителя) воспитанника.
3.3. Результаты педагогической диагностики используются для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
3.4 В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации
программы и оценить уровень развития детей, используются:
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
анализ продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке,
аппликации, построек, поделок и тому подобное);
специально организованные диагностические ситуации;
беседы с родителями.
4.4 Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития
ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений
детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих
образовательных областях.
Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой,
общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании,
двигательной и др.), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на
прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях).
В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком
личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и
тому подобное.
4
Способы и формы регистрации результатов педагогической
диагностики
5.1 Формой фиксации результатов диагностики является Индивидуальная карта
развития ребенка.
5.2 Фиксация данных диагностики позволит педагогу
выявить и
проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном
этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом
индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
5.3 Результаты наблюдения дополняются беседами с детьми в свободной форме,
диагностическими ситуациями, анализом продуктов детской деятельности,
беседами с родителями.
5.4 Ведение индивидуальных карт развития ребенка осуществляется педагогами
групп на каждого воспитанника на электронном и/или бумажном носителях.
6. Контроль
6.1Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
ребенка осуществляется заместителем заведующего по ВМР посредством
следующих форм:
ежедневный текущий контроль
тематический контроль
оперативный контроль
6.2 Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
7
Документация
7.1 Материал педагогической диагностики, пособия для определения уровня
индивидуального развития детей раннего и дошкольного возраста образовательных
стандартов хранятся в методическом кабинете. Обновляется по мере
необходимости.
7.2. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития
детей оформляются в индивидуальную карту «Траектория индивидуального
развития ребенка» и хранятся у педагогов.
7.3 Материал педагогической диагностики с выводами для определения целевых
ориентиров хранятся в методическом кабинете